вторник, 22 января 2019 г.

Интроспективная психология

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Интроспективная психология (англ. introspective psychology) - общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. С этой т.зр. «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения по аналогии: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср. Антропоморфизм).
Истоки Интроспективная психология прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К Интроспективная психология относят школу В. Вундта, структурную психологию Э.Б. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальтпсихологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальтпсихологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В рос. психологии горячими защитниками методов И. п. были Л.М. Лопатин, А.И. Введенский, Г.И. Челпанов и др.
Представители Интроспективная психология, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (Вундт). Интроспективная психология была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX - нач. XXв. Напр., в школе Л.С. Выготского критиковались антиисторизм и антигенетизм И. п., а также отождествление ею «явления» и «сущности» в сознании (т.е. «непосредственных» переживаний и не лежащих на «поверхности» законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании. Как отдельное направление Интроспективная психология в настоящее время не существует. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.
Истоки Интроспективная психология восходят к учению Р. Декарта - Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см. Самонаблюдение), под к-рой имелось в виду внутреннее Восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у к-рых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о к-рых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э.Б. Титченер (см. Структурная психология).
Другой вариант Интроспективная психология представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, к-рая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией - последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология , подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий